Интернет — одно из самых недооцененных изобретений. В тот самый момент, когда кажется, что он готов предложить нам что-то новое, оно и появляется. Интернет развивается постепенно, и мы даже не замечаем множества мелких изменений, пока вдруг не осознаем, что Википедия стала главным источником информации, что мы общаемся с помощью Skype и стали хранить документы не на компьютере, а в хранилище Google Drive.
Мы начинаем использовать какой-то инструмент потому, что он интересен и обещает что-то новое. В какой-то момент он становится частью нашей повседневной жизни, и нам кажется, что он был с нами всегда. Когда-то я ездил по городу, подглядывая в бумажную карту, а теперь я использую сервисы Google и даже не могу вспомнить, когда и как я на них перешел.
В какой-то момент деньги начали становиться «цифровыми». Они развивались, проникая в Интернет все глубже, пока не появились их полностью виртуальные формы, а именно криптовалюты. Однако переход с Visa и PayPal на криптовалюты оказался не таким простым, как мы рассчитывали. Традиционные платежные сервисы и криптовалюты различаются так сильно, что некоторые люди до сих пор не могут понять суть новых денег и их преимущества над традиционными фиатными деньгами.
Как и интернет-сервисы, криптовалюты получают все более широкое распространение. Каждый день появляются все новые криптосервисы и магазины, принимающие криптовалюты. Рано или поздно мы станем воспринимать криптовалюты как данность — это лишь вопрос времени.
Начало
Вокруг криптовалют за шесть с половиной лет их существования сформировалась целая мифология. Она включает загадочного создателя Биткойна Сатоши Накамото, историческую пиццу, стоимость которой по текущему курсу вполне сравнима с бюджетом небольшой страны, гигантский скачок и последующее падение курса Биткойна, крах печально известной биржи Mt.Gox, многомиллионные кражи и не менее крупные потери биткойнов, хранившихся на выброшенных жестких дисках. Любая субкультура включает подобные случаи, но не они формируют историю. В этой первой части мы вспомним реальную историю криптовалют со дня создания Биткойна до криптобума, который начался в 2013 году.
2009-2010 — рождение Биткойна
Биткойн 0.1 был выпущен 9 января 2009 года. Версии с 0.1.0 по 0.1.5 поддерживали только системы Windows 2000, Windows NT и Windows XP. Вскоре после первого релиза Сатоши приступил к доведению клиента до ума. Он исправил несколько небольших ошибок сети и протокола коммуникации узлов и в сотрудничестве с несколькими другими разработчиками сделал клиент более легким в использовании.
Почти через год, в декабре 2009 года, был выпущен Биткойн 0.2, который поддерживал Linux. Сообщество стало принимать более активное участие в разработке Биткойна. Кроме того, этот релиз использовал преимущества многопоточной обработки для генерирования блоков (до тех пор использовался только один поток). Это существенно повысило эффективность майнинга на многоядерных процессорах, таких как Intel Core Duo или Quad. Другим важным достижением стала разработка API-интерфейса JSON RPC, позволившего сторонним службам взаимодействовать с Биткойном и сетью, лежащей в его основе.
В этот период Биткойн был известен лишь очень небольшой группе его разработчиков и ранних пользователей. В ноябре 2009 года по адресу bitcoin.org появился форум, который позднее превратился в Bitcointalk. Это вызвало рост популярности Биткойна: сообщество стало пополняться новыми участниками, которые начали предлагать новые идеи и создавать группы для их реализации.
Вместе с восторженными откликами Биткойн получил и немало критических отзывов. Например, в результате анализа принципов его работы в нем было обнаружено несколько дефектов. Примерно в то же время была представлена идея комиссий за транзакции, и люди начали обсуждать возможность отслеживания монет.
Летом 2010 года был выпущен Биткойн 0.3. Количество его пользователей росло, а вместе с ним росла и сложность майнинга. Тогда же появились предложения по более эффективному использованию ресурсов компьютера для майнинга — для этого стали использовать графические процессоры видеокарт. Пользователь ArtForz создал на основе OpenGL хеш-ферму GPU и сгенерировал свой первый биткойн-блок.
6 августа 2010 года была обнаружена серьезная уязвимость в протоколе Биткойна: транзакции не проходили надлежащую проверку перед добавлением в блокчейн, что позволяло обойти экономические ограничения протокола и создать неограниченное количество биткойнов. 15 августа эта уязвимость подверглась атаке: в одной из транзакций было сгенерировано более 184 миллиардов биткойнов, которые были отправлены по двум адресам. За несколько часов эту транзакцию удалось отследить и удалить из блокчейна, после чего ошибка была исправлена и сеть была переведена на обновленную версию биткойн-протокола. Это единственная серьезная уязвимость за всю историю Биткойна, которую реально удалось использовать хакерам.
Тем временем все больше майнеров вступало в борьбу за право добавить блок в блокчейн. Некоторые из них обнаружили, что месяцами не могут найти блок и получить хоть какую-нибудь награду. Это превратило майнинг в какое-то подобие азартной игры. Чтобы сделать свой доход более стабильным, майнеры начали объединяться в пулы с распределением наград за найденные блоки между всеми участниками пропорционально их вкладам.
27 ноября 2010 года появился первый майнинг-пул Bitcoin Pooled Mining (BPM), более известный как Slush’s Pool. Он использовал недостаточно сложный алгоритм, который, как оказалось, можно было легко обмануть. С тех пор идея майнинг-пулов существенно развилась, но ее суть остается прежней: совместный майнинг более выгоден, чем индивидуальный.
В декабре 2010 года пользователь doublec скомпилировал первый мобильный клиент bitcoind для смартфона Nokia N900, а на следующий день пользователь ribuck отправил ему 0,42 BTC в первой мобильной биткойн-транзакции.
2011 — первые эксперименты
В конце 2010 года Сатоши выпустил свою «прощальную» версию Биткойна (0.3.9) и покинул проект. Исчезновение создателя не стало серьезной неприятностью — разработку Биткойна продолжили другие участники сообщества. Ради более эффективного взаимодействия был принят формат предложений об улучшении Биткойна (Bitcoin Improvement Proposal, BIP), которые определили стандартный способ представления перспективных идей, поскольку у Биткойна нет формальной структуры. Первое предложение BIP (BIP 0001) отправил Амир Тааки (Amir Taaki) 19 августа 2011 года. В нем он описал, что такое BIP.
К тому времени уже было выдвинуто много предложений по улучшению Биткойна, но не все из них можно было реализовать, поэтому некоторые участники сообщества начали создавать собственные проекты. Первой реализованной идеей стало связывание Биткойна с DNS, позволившее создать Неймкойн. После этого разработчики начали экспериментировать с интервалом создания блоков, наградой за блок и другими параметрами, в результате чего были созданы GeistGeld, iXcoin, SolidCoin и другие альт-валюты.
Сложность майнинга продолжала расти, и пользователи начали переходить на фермы из FPGA и GPU. Сообщество озаботилось недостатками хеш-функции SHA256, что положило начало новым экспериментам. Первым проектом, разработчики которого отказались от SHA256, стала валюта Tenebrix «с надежной защитой от майнинга на GPU». Механизм подтверждения работы (Proof-of-Work, PoW) для этой валюты был основан на алгоритме scrypt, который был представлен в 2009 году для генерирования паролей, но так и не стал популярным. Вскоре после этого появился GPU-майнер для scrypt.
Чуть позже была разработана криптовалюта Лайткойн, которая была принята сообществом с бОльшим энтузиазмом, чем Tenebrix, которая была выпущена с премайнингом. Майнинг Лайткойна осуществлялся на обычных процессорах, а майнинг на GPU стал прерогативой Биткойна.
Летом 2011 года был представлен принцип подтверждения владения (Proof-of-Stake, PoS) как ответ на неравное распределение «голосов». Вместо учета доли вычислительных ресурсов, принадлежащих участнику сети, «голоса» за историю транзакций в такой системе рассчитываются пропорционально количеству монет, владение которыми пользователь может подтвердить с помощью закрытых ключей. Годом позже была выпущена криптовалюта PPCoin (Пиркойн) с гибридным подтверждением работы и владения.
В этот период также началась разработка мобильных криптовалютных приложений. В июле 2011 года компания Intervex Digital выпустила Bitcoins Mobile, первое биткойн-приложение для iPad. В августе 2011 года был создан первый децентрализованный пиринговый пул (P2Pool), и примерно в это же время была опубликована работа «Анализ анонимности в биткойн-системе», положившая начало серьезным исследованиям анонимности Биткойна, вылившихся в создание биткойн-миксеров. Первой «прачечной для биткойнов» руководил Майк Гогулски (Mike Gogulski).
Летом 2011 были объявлены майнинг-устройства на основе ASIC, которые дестабилизировали инфраструктуру майнинга (хотя прошло еще полгода, пока они появились в реальности). Главная проблема с ASIC-оборудованием заключается в том, что оно способствует консолидации вычислительной мощности, что противоречит самой философии Биткойна.
В 2011 году также появилась альтернативная криптовалюта Ripple. Протокол Ripple впервые был реализован в 2004 году Райаном Фаггером (Ryan Fugger), веб-разработчиком из Ванкувера. В 2005 году Фаггер начал разрабатывать финансовую службу Ripplepay для защищенных онлайн-платежей в глобальной сети. Некоторые люди поняли, что в качестве системы обмена долговыми обязательствами Ripple может обеспечить мощные возможности криптовалют и при этом решить ряд актуальных проблем биткойн-сообщества (использование централизованных бирж, высокое потребление электричества и большое время транзакций). Это побудило Джеда Маккалеба (Jed McCaleb) разработать в 2011 году новую систему Ripple.
В мае 2011 года Маккалеб начал параллельно разрабатывать цифровую валюту, в которой утверждение транзакций основано на консенсусе участников, а не на майнинге, как в Биткойне.
В конце 2011 года Алан Райнер (Alan Reiner) выдвинул предложение BIP 0010, описывающее транзакции с мультиподписью. Так называется транзакция, которая отправляет средства с адреса с мультиподписью, т. е. адреса, с которым связано более одного закрытого ключа ECDSA. Транзакции с мультиподписью описываются формулой «m из n», которая означает, что адрес связан с n закрытыми ключами, при этом для отправки биткойнов с этого адреса требуется как минимум m подписей.
Это предложение было реализовано и протестировано в старых версиях ПО Armory в сценариях с подписанием транзакций в оффлайн-кошельках. 30 марта 2012 года мультиподписи были добавлены в Биткойн.
2012 — развитие инфраструктуры
На этом этапе на горизонте замаячила проблема размера блокчейна, и участники сообщества стали предлагать ее решения, гарантирующие сохранность важных данных.
В апреле 2012 года были реализованы транзакции платы хешу сценария (Pay-to-script-hash, P2SH), определенные в BIP 0016. Они были разработаны, чтобы переложить ответственность за указание условий получения денег с отправителя на получателя. Преимущество такого подхода в том, что отправитель может совершить произвольную транзакцию любой сложности, используя 20-байтовый хеш, который достаточно короток, чтобы его можно было сканировать с QR-кода либо скопировать и вставить.
В биткойн-сообщество начали вливаться специалисты из смежных областей, в том числе экономисты, ученые и юристы, а также программисты на разных языках. Это помогло разработать BitcoinJ — библиотеку, которая позволила разработчикам на Java приступить к созданию приложений, взаимодействующих с биткойн-сетью.
К 2012 году стало очевидно, что у Биткойна много фундаментальных ограничений, поэтому некоторые разработчики приступили к созданию валют с расширенной функциональностью. В этом году была представлена технология CryptoNote, которая включает кольцевые подписи и одноразовые ключи, делающие невозможным отслеживание транзакций. Был изобретен альтернативный принцип подтверждения работы, позволяющий защитить валюту от майнинга на ASIC-оборудовании, и вскоре появилась первая валюта, основанная на этом принципе — Байткойн. Из-за сложных криптографических алгоритмов она первоначально привлекла внимание преимущественно академического сообщества. Первые форки CryptoNote также были созданы в университетах.
В августе 2012 года Джед Маккалеб нанял Криса Ларсена (Chris Larsen), и они обратились к Райану Фаггеру со своей идеей цифровой валюты. После дискуссий с Маккалебом и давними участниками сообщества Ripple Фаггер уступил им права на концепцию и название. В сентябре 2012 года Ларсен и Маккалеб основали корпорацию OpenCoin, которая приступила к разработке протокола Ripple (RTXP) и платежной сети Ripple. Из 100 миллиардов изначально сгенерированных токенов (XRP) создатели, первоначальные участники, представители венчурных фондов и другие основатели получили 20 миллиардов. Остальные 80 миллиардов остались в руках Ripple Labs.
Осенью 2012 года большинство разработчиков из биткойн-сообщества были заняты созданием и улучшением кошельков. Идея детерминистических кошельков была представлена еще в 2011 году, и 5 ноября 2011 года была выпущена программа Electrum — первый облегченный биткойн-клиент, основанный на клиент-серверном протоколе. В 2012 году удобные и безопасные кошельки стали доступны пользователям. В это время начали появляться облегченные браузерные кошельки, а также оффлайн-кошельки, что упростило перенос и резервное копирование данных. Также были представлены бумажные кошельки, позволяющие сохранить пару ключей на листе бумаги, и даже физические биткойны — монеты с записанными на них ключами.
2012 год подготовил условия для последующего бума альткойнов. 2013 год оказался очень продуктивным и богатым на события, включившие пересмотр базовых принципов Биткойна и активный поиск новых способов разработки криптовалют. В 2013 году была создана PoW-валюта Праймкойн, совместившая майнинг с поиском простых чисел. Ядро CryptoNote, первоначально разработанное на Java, было переписано на C++, и появилось несколько его форков. Также была разработана валюта Доджкойн с форками, которая быстро набрала популярность благодаря имиджбордам. Была представлена валюта Quark, разработчики которой поэкспериментировали с несколькими алгоритмами хеширования. Как уже было сказано, в 2013 году также была создана первая PoS-валюта Пиркойн, а чуть позже появились ее форки. В этом же году была представлена NXT — еще одна PoS-валюта, основанная на совершенно новом алгоритме, отличном от Биткойна. И, конечно, продолжалась работа над Ripple.
В 2013 году появились и получили популярность новые технологии создания криптовалют, что привело к появлению новых претендентов. Конечно, Биткойн намного обходит всех своих потенциальных конкурентов, но некоторые альтернативы также заслуживают внимания. Во второй части статьи мы обсудим эту тему более подробно.
Источник: https://bitfeed.ru/istoriya-kriptovalyut-chast-i-ot-sozdaniya-bitkojna-do-kriptobuma/